АЛЬМАНАХ ПЬЕРА СОБАККИНА

№9
  5 апреля 2021 года

ВСЕ ВЫПУСКИ




СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

ПЬЕР СОБАККИН
ВАЛЕРИЙ СЕГАЛЬ

"64"

64 композиции с комментариями чемпиона мира
и его ближайшего сподвижника









ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

       Шахматная композиция - составление задач и этюдов.
       Задача - составленная позиция, где от белых требуется дать мат в строго определенное количество ходов.
       Составители задач называются проблемистами.
       Этюд - составленная позиция, в которой от белых требуется либо выиграть, либо добиться ничьей.
       Составители этюдов называются этюдистами.
       Первый ход в композициях традиционно за белыми.

       !      хороший ход
       ?      плохой ход
       =      ничья
       +-     белые выигрывают
       -+     белые проигрывают
       х       мат

      здесь: выдающийся представитель советской шахматной школы

       Под каждой диаграммой вы увидите FEN.
       Например: 3BB2K/7p/7k/8/8/5P1p/7P/8
       Если вы не знаете, что это такое, то просто не обращайте на это внимания.




1
МАТ АНДЕРСЕНА

А. Андерсен
1842



3BB2K/7p/7k/8/8/5P1p/7P/8

Мат в четыре хода

1. Сh5! Кр:h5 2. Крg7 h6 3. Крf6 Крh4 4. Крg6х

       "Мат Андерсена" - комбинация, в которой король матует короля, предварительно перекрывая свою фигуру и освобождая поле для противника.
       Победитель двух первых международных турниров, неофициальный чемпион мира Адольф Андерсен был одновременнно и одним из самых значительных композиторов своего времени.




2
МАНЕВР ЭРЛЕНА

Т. Эрлен
1845



2N5/8/k2K4/8/p1PB4/P7/8/8

Мат в четыре хода

1. Крс7 Кра5 2. Cf6! Кра6 3. Cd8 Кра5 4. Крb7x

       Задачи Андерсена и Эрлена очень схожи. Но если в задаче Андерсена матующий слон исходно стоит в засаде, и вся предшествующая кульминации игра выглядит случайной задумкой автора, то у Эрлена слон становится в засаду в результате тонкого стратегического маневра. Эта тема получила название "обходной маневр Эрлена", и на ее примере очень хорошо видно, что вообще такое маневр, и чем он отличается от комбинации.
       Маневр - перестройка фигур одного цвета.
       Миниатюра - композиция с числом фигур не более семи. Термин предложил немецкий драматург, поэт, театральный критик и шахматный композитор Оскар Блюменталь.




3
ИНДИЙСКАЯ ЗАДАЧА

       Автор очень знаменитой "индийской задачи" английский священник Генри Ловдей в 1845 году прислал свое произведение в Chess Player's Chronicle из Индии, что и дало задаче название.
       Маневр, осуществляемый в задаче Ловдея, ошеломляюще красив, но в целом композиция была составлена крайне неудачно. О недостатках оригинальной задачи Ловдея написано много, они очевидны, и мы здесь утомлять читателя не будем.
       Мы предложим здесь свою, упрощенную, экономичную, но (на наш вкус!) очень удачную композицию, полностью иллюстрирующую тему индийской задачи.

Пьер Собаккин (по Г. Ловдею)
2013



8/4p3/8/2p1B3/2k1P3/8/2K5/1R6

Мат в четыре хода

1. Крd2

1. Ca1? e5!

1. ... e6 2. Ca1! e5 3. Лb2! Крd4 4. Лb4х

       Очень красиво! Последние три хода белых - слон отходит в засаду (так называемый критический ход), ладья перекрывает слона, распатовывая черных, и завершающий двойной шах и мат - и есть реализация индийской темы в чистом виде. Если не знать идеи, задача очень трудна для решения.




4
СИНТЕЗ МАНЕВРОВ

       Можно ли объединить маневр Эрлена и "индийский мат" в одной композиции? Конечно, такие две идеи вполне можно объединить. Нам даже удалось обойтись для этого всего шестью фигурами. У Эрлена - семь. Задача Эрлена вообще хуже - в ней слишком грубый и очевидный первый ход. Но Эрлен был первопроходцем.

В. Сегаль
2013



8/7N/4Bp2/8/5k2/8/6K1/4R3

Мат в пять ходов

1. Cd7! f5 2. Ca4 Крg4 3. Cd1 Крf4

3. ... Крh4 4. Лh1x

4. Ле2! Крg4 5. Ле4х

       Сейчас вам, вероятно, было очень легко решить эту задачу, но если не знать идей, то она отнюдь не проста.




5
КРИТИЧЕСКИЙ ХОД

С. Лойд
1856


8/8/5B1N/3B4/3p1k2/7K/3P4/8

Мат в три хода

1. Сh1!

Критический ход!

1. ... d3 2. Крg2 Кре4 3. Крg3x

       Вполне можно посчитать, что случился "мат Андерсена". Однако, Р. Кофман в отличной книге "Избранные задачи С. Лойда" называет эту композицию "одним из откликов Лойда на индийскую задачу". Очевидно, определяющим Кофман считает наличие критического хода.
       Термин "критический ход" ввели в 1903 году немецкие композиторы Котц и Коккелькорн.




6
ПЕРЕКРЫТИЕ ГРИМШОУ

       В 1850 году Illustrated London News опубликовал задачу В. Гримшоу, открывшую новую значительную тему в задачной композиции. Пятиходовка Гримшоу явных дефектов не имеет, но она громоздкая и очень сложная для решения. В ней даже непросто разглядеть основополагающую идею. При желании читатель без труда найдет оригинальную задачу Гримшоу. Мы же здесь проиллюстрируем тему более простым и наглядным примером.

В. Сегаль
2013



7K/5bp1/7k/8/4Q1P1/8/8/1B6

Мат в два хода

1. Фе7
1. ... Сg6 2. Фе3х
1. ... g6 2. Фh4x
1. ... g5 2. Фf8x

       Эта простенькая двухходовка прекрасно иллюстрирует "Гримшоу" (тему часто называют одним словом) - взаимное перекрытие разноходящих фигур черных на одном поле. В данном случае в двух первых вариантах на поле g6 друг друга по очереди перекрывают слон и пешка, и именно вследствие этого черные в обоих случаях получают мат на следующем ходу.
       Вариацию "Гримшоу", при которой друг друга перекрывают именно слон и пешка (как в данном случае), иногда называют "пикабиш".
       Заметим, что "Гримшоу" это уже именно комбинация, а не маневр, поскольку здесь требуется активное участие фигур обеих сторон. Все же заметим, что на наш взгляд, грань между маневром и комбинацией очень шаткая, и даже опытные композиторы часто называют маневры комбинациями. Однако, при сравнении "Эрлена" и "Гримшоу" разница видна очень четко.
       На примере перекрытия Гримшоу наглядно видно, что жертва не является обязательным элементом комбинации.




7
ПЕРЕКРЫТИЕ НОВОТНОГО

       Задача с оригинальным замыслом А. Новотного была опубликована в 1854 году. Она вызвала множество подражаний, и в результате появились всевозможные разновидности "Новотного". Мы проиллюстрируем идею Новотного простой миниатюрой.

В. Сегаль
2013



b7/r7/8/8/3p1K1k/8/8/1Q5B

Мат в два хода

1. Cb7!
1. ... C:b7 2. Фh7x
1. ... Л:b7 (1. ... d3) 2. Фh1x
1. ... Крh3 2. Фh1(h7)x
1. ... Крh5 Фh7x

       Разница между комбинациями Гримшоу и Новотного в том, что перекрытие Новотного вынуждается жертвой фигуры на точке пересечения действия двух разноходящих фигур, а "Гримшоу" осуществляется без жертвы.
       Интересно, что столь простая двухходовка раскрывает сразу две совершенно разные темы: в двух нижних строках решения мы видим эхо-маты.
       Эхо-маты - матовые финалы, в которых расположение фигур повторяется при нахождении атакуемого короля на полях одного и того же цвета.




8
ЭХО-ВАРИАНТЫ

       Эхо-варианты - симметричные относительно друг друга позиции, комбинации, маневры.
       Эхо-мат - частный случай эхо-варианта.

Г. Каспарян
1969


R7/8/6n1/1P1k1p2/4r3/4n3/2N5/7K

Ничья

1. Лd8! Крc5 2. b6 Крc6

2. ... Кр:b6 3. К:e3 Л:e3 4. Лd6 =

3. Кd4 Крb7 4. Лd7 Кр:b6 5. Лd6 Крc5 6. К:f5 Кe7

6. ... Кh4 7. Лd4 =
6. ... Кf8 7. Лd8 Кe6 8. Лc8 =

7. Лd4 Лe6

7. ... Лe5 8. Лa4 Крb5 9. Лe4! =

8. Лd6! Лe4

8. ... Лe5 9. Лa6! Крb5 10. Лe6 =

9. Лd4 =

       Блестящая композиция выдающегося советского мастера. Комбинации как в зеркале отражаются в эхо-вариантах.
       Признанный король этюдов, Каспарян был также очень сильным практическим игроком, многократным чемпионом Армении, участником четырех финалов чемпионатов СССР.




9
ЭХО

Л. Соколов
1955


K7/8/8/3N4/5N2/6P1/5nR1/7k

Мат в три хода

1. Ке3
1. ... Кd1 2. Кg4 ~ 3. Кf2x
1. ... Кg4 2. Кd1 ~ 3. Кf2x
1. ... Кd3 2. Кh3 ~ 3. Кf2x
1. ... Кh3 2. Кd3 ~ 3. Кf2x

       В этой миниатюре черный король не двигается. Поэтому здесь именно эхо-варианты, а не эхо-маты.




10
ЭХО-ХАМЕЛЕОН

       Эхо-хамелеонные маты - матовые финалы, в которых расположение фигур повторяется при нахождении атакуемого короля на полях разного цвета.

Б. Линдгрен
1944



8/8/8/5p1B/7B/6K1/8/7k

Мат в четыре хода

1. Крf2
1. ... Крh2 2. Cg3 Крh3 3. Крf3 f4 4. Cg4x
1. ... f4 2. Cf3 Крh2 3. Cg2 f3 4. Cg3x

       Очень простая, но изящная малютка с правильными матами.
       Малютка - композиция с числом фигур не более пяти.




11
ХАВЕЛЬ

       Великий этюдист и проблемист Мирослав Хавель (1881 - 1958) считается одним из самых выдающихся композиторов так называемой чешской школы.
       Принято считать, что композиции чешской школы характеризовались изяществом построения, насыщенностью игры, отсутствием на доске лишних фигур, неожиданно возникающими правильными матами. Однако, все перечисленное встречалось в те же самые годы и в лучших произведениях композиторов других стран, поэтому понятие "школа", как всегда в таких случаях, весьма спорное. Определенно можно лишь утверждать, что на территории современной Чехии в разные эпохи творили очень многие крупные композиторы.

М. Хавель
1911



1Q6/1p6/4kp2/2p5/2N5/8/2KR4/2n4B

Мат в три хода

1. Лg2!

Грозит 2. Фg8 Кpd7 3. Лg7х

1. … Крd5 2. Фе8 Кр:с4 3. Лg4х
1. … Крf5 2. Фс8 Кре4 3. Лg4х

       Мы увидели и эхо-, и "индийский мат". Качество составления, конечно, заметно выше, чем в ранее рассмотренных задачах.
       Мередит - композиция с числом фигур от восьми до двенадцати.
       Уильям Мередит - американский проблемист (1835 - 1903).




12
ПЕРЕКРЫТИЕ ПЛАХУТТЫ

       Возможно ли взаимное перекрытие на одном поле одинаково ходящих фигур? Возможно, и такая комбинация названа именем словенского композитора Йосефа Плахутты, одним из первых опубликовавшего задачу с таким перекрытием.

В. Сегаль
2013



1N2r3/8/6r1/1pp3N1/1k6/1P4B1/1K6/8

Выигрыш

       В позиции на диаграмме белые начинают и дают мат в три хода. Тем не менее данную композицию вполне можно считать этюдом, потому что матующий вариант для белых вообще единственный путь к победе. При любом другом продолжении белых черные легко выигрывают.

1. Кe6!
1. ... Лg:e6 2. Ce1 Л:e1 3. Кc6x
1. ... Лe:e6 2. Кc6 Л:c6 3. Сe1x
1. ... Кра5 2. Cс7 Крb4 3. Кc6x
1. ... c4 2. Кс6х

       В первых двух вариантах черные ладьи поочередно перекрывают друг друга. Это и есть перекрытие Плахутты.




13
МАНЕВР ТЕРТОНА

Г. Тертон
1856


2r5/7p/8/1pp5/2p5/2B3QK/1p1N2P1/k7

Мат в три хода

1. Сh8! b4 2. Фg7 Лс7 3. Ф:b2x

       Идея ясна. Обратим лишь внимание, что слон и ферзь двигаются по диагонали a1-h8 в противоположных направлениях. Именно этим характеризуется маневр Тертона.
       Мы позволили себе вольность, добавив к оригинальной версии задачи Тертона белую пешку на g2. Без нее задача имела побочное решение (1. Сb4 cb 2. Фg1 и так далее). Воспользуемся этим досадным обстоятельством, чтобы разобраться в некоторых теоретических нюансах шахматной композиции.
       Белая пешка g2 в рассматриваемой задаче не нужна для выражения идеи и поставлена лишь для того, чтобы ферзь не мог попасть на g1. Такая пешка называется технической, и ее присутствие в композиции нежелательно. Тем более нежелательно, практически недопустимо, наличие технической фигуры.
       К техническим относят только белые пешки. Означает ли это, что черных фигур может быть сколько угодно? Конечно, нет. Идею в любом случае необходимо выразить минимальным количеством фигур. Однако, если композитору требуется пешка только для технической цели (идеальный пример - пешка d4 в примере 7), то меньшим злом будет черная пешка.
       Побочное решение - решение композиции, отличное от авторского. Наличие побочного решения автоматически дисквалифицирует композицию.




14
БРИСТОЛЬСКИЙ МАНЕВР

Ф. Хили
Bristol Tourney, 1861
I приз


8/1n3Np1/1N4Q1/1bkP4/p1p2p2/P1P2R2/3P2PK/B2R4

Мат в три хода

1. Лh1! Cd7 2. Фb1 Cb5 3. Фg1x

       В бристольском маневре фигуры по одной и той же линии двигаются друг за другом, а не в противоположных направлениях, как в маневре Тертона.




15
ОТ ТЕРТОНА ДО БРИСТОЛЯ

С. Лойд
1858


1n6/6p1/8/5p2/8/7N/3pp1B1/KQ1bk3

Мат в три хода

1. Са8!

Грозит 2. Фb7 и 3. Фh1x

1. ... K~ 2. Фb6 и 3. Фg1x
1. ... f4 2. Фg6 и 3. Фg1x
1. ... Крf1 2. Ф:f5 Кре1 3. Фf2x

       Эта прекрасная, содержательная, многовариантная задача была опубликована на три года раньше "бристольской". Иногда три последние задачи объединяют в единую тему - "освобождение линии".
       Какой же маневр осуществляется в задаче Лойда? Лойдовский маневр ближе теме Тертона, поскольку слон и ферзь белых движутся в противоположных направлениях. Однако, слон белых только освобождает путь ферзю и не участвует в дальнейшей атаке, а это уже сближает композицию американского проблемиста с бристольским маневром.




16
РИМСКАЯ ТЕМА

К. Коккелькорн
И. Котц
1905



8/1N2b3/8/1B6/K2P4/2k1P3/5Q2/8

Мат в четыре хода

1. Кd6! C:d6 2. Фе2 Сf4 3. ef Кр:d4 4. Фе5х

       Мы сейчас рассматриваем знаменитую задачу, положившую начало "римской теме". Идея встречалась и ранее, но на ней не заостряли внимания.
       В исходной позиции белые могут попытаться заматовать черного короля путем 1. Фе2, 2. Сd3 и 3. Фс2х. Однако, у черных есть защита - 1. ... Сg5 и 2. ... С:е3. Задача белых - переместить черного слона так, чтобы защита стала невозможной или недостаточной. В этом и заключается суть "римской идеи".
       Как и во многих предыдущих случаях, задача очень трудна, если вы не знаете идеи. Но если тема вам знакома, то решение доступно или, по меньшей мере, понятно.
       Йоганнес Котц (1843 - 1918) и Карл Коккелькорн (1843 - 1914) почти всегда работали вместе. Рассмотренная композиция была посвящена итальянскому шахматисту Гульельметти - отсюда и название темы.
      
Котц и Коккелькорн считаются основоположниками логической школы в задачной композиции.
       Логическая школа - идейная школа составления шахматных задач, возникшая в начале XX века. Задачи этой школы содержат стратегическую комбинацию, которая замаскирована тематическим "ложным следом", однако все же осуществляется труднонаходимым способом.
       Таково определение. Но, пожалуй, и здесь понятие "школа" очень условно. Римская тема несомненно укладывается в рамки "логической школы". Однако, и все рассмотренные нами ранее маневры и комбинации XIX века являлись как минимум предтечами этой школы.




17
ЦЕПЛЕР

       Эрих Эрнест Цеплер (1898 - 1980) - видный английский проблемист немецкого происхождения, представитель логической школы.

Э. Цеплер
1935



b7/8/8/3p1B2/7K/6N1/3R4/6k1

Мат в четыре хода

1. Се4!

       Белые завлекают черную пешку на поле е3, где она ограничит свободу собственному королю.

1. Крh3? d4

1. ... de 2. Крh3 e3 3. Лd1 Крf2 4. Лf1x

       Очень тонкая остроумная идея, точно реализованная в форме миниатюры.




18
ХОРОШАЯ НАХОДКА

Пьер Собаккин
2021



4k3/4n1K1/6RP/3b4/8/8/8/8

Выигрыш

1. Ле6!

1. h7? K:g6 2. Кр:g6 Се4 =

1. ... С:е6 2. h7 +-

       Римская тема в этюде. Предыстория любопытна.
       Однажды, просматривая партии Пола Морфи, мы натолкнулись на очень интересный фрагмент.

Морфи - Томпсон
1859
(Белые играли без коня b1)



Ход белых

       В партии было сыграно 1. Ле6! С:е6? 2. h7 Kf5? 3. Крf6 и белые выиграли.
       Однако, продолжая 1. ... Сс2! 2. Крf6 Крf8 черные достигали теоретически ничейной позиции. Поэтому мы переставили слона на d5 и убрали с доски "лишние" черные пешки.
       Этюдные идеи в практических партиях встречаются довольно часто. Обычно они нуждаются в доработке. Мы еще продолжим эту тему, но сейчас мы коснулись столь грандиозного имени, что просто необходимо сделать короткую остановку.




19
МОРФИ

       Крупнейший шахматист XIX века не оставил после себя литературного наследства. Не был он и композитором. И все же две задачи ему приписывают. Одна из них очень широко известна.

П. Морфи



5Kbk/6pp/6P1/8/8/8/8/7R

Мат в два хода

1. Лh6!
1. ... gh 2. g7x
1. ... C~ 2. Л:h7x




20
БЕССМЕРТНЫЙ МОТИВ

       В 1851 году австрийский композитор Конрад Байер (1828 - 1897) опубликовал задачу, которую восхищенные современники окрестили "бессмертной". В ходе решения белые жертвовали все свои фигуры и объявляли мат единственной оставшейся у них пешкой.
       "Бессмертная задача" Конрада Байера вызвала множество подражаний, и самым филигранным из них принято считать этюд советского писателя-фантаста Александра Казанцева, опубликованный в 1967 году. Композиции К. Байера и А. Казанцева найти несложно. Рассмотрим менее известное произведение на эту же тему.

А. Каковин
1936



8/2p5/3prpb1/4k3/4p3/4KP2/4NP2/2R5

Выигрыш

1. f4!

1. Кf4? ef 2. К:е6 Кр:е6 3. Л:с7 Сh5 =

1. ... Крd5 2. f5! C:f5 3. Кf4 Кре5 4. Лd1

Грозит мат, и защита одна.

4. ... c6 5. Лd5! cd 6. Кd3 ed 7. f4x




21
ЭТЮД ЗА КАДРОМ

       Мы уже видели этюдную идею, случившуюся в реальной партии (18). Гораздо чаще этюд остается за кадром: он лишь мелькает в вариантах, рассматривавшихся мастерами в процессе партии. Так случилось в 3-ей партии матча Пьер Собаккин - Stockfish 11. Наши постоянные читатели этот исторический эпизод должны помнить во всех подробностях. Мы здесь освежим в их памяти только составленный по горячим следам этюд.

В. Сегаль
2020



1b6/5k2/3PRp2/5P2/8/8/7r/1K6

Ничья

1. Ле7 Крf8 2. Лс7! =




22
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ

Автор неизвестен


1R1K4/k1n5/Np6/1P1n4/8/8/8/8

Выигрыш

1. К:с7 К:с7 2. Ла8! К:а8 3. Крс8

       Даже в серии ВШМ (В. Панов "Капабланка", ФиС, 1970) указывалось, будто это концовка блиц-партии Капабланка - Ласкер, якобы сыгранной в 1914 году в Берлине. На самом же деле, к такой позиции могла прийти разве что партия из сеанса в Васюках, да и то при условии, что великий комбинатор играл бы за обе стороны. Очевидно, что это исторический анекдот в обличье весьма талантливо составленного этюда.




23
ЛАСКЕР

       Чтобы стать героем анекдотов надо чем-то прославиться. Эмануил Ласкер, и вообще-то неплохо разбиравшийся в шахматах, составил один великолепный этюд.

Эм. Ласкер
1890


K7/2P4R/8/k7/8/8/2r4p/8

Выигрыш

1. Крb7 Лb2 2. Кра7 Лс2 3. Лh5 Кра4 4. Крb7 Лb2 5. Кра6!

Схематично, но очень ладно.

5. ... Лс2 6. Лh4 Кра3 7. Крb6 Лb2 8. Кра5 Лс2 9. Лh3 Кра2 10. Л:h2! +-




24
ПРАВИЛЬНЫЙ МАТ

Альфред де Мюссе
1845


8/8/8/6N1/4N3/8/1R6/1n2k1K1

Мат в три хода

1. Лd2! K:d2 2. Kc3! K~ 3. Kf3x

       Рассмотрим финальную позицию.
       Вокруг заматованного черного короля пять полей, и все они атакованы одной и только одной белой фигурой. Такой мат называется чистым.
       В матовой структуре задействованы все три фигуры белых. Такой мат называется экономичным.
       Мат, одновременно и чистый, и экономичный, называется правильным.
       В финале изящной задачи выдающегося французского поэта, драматурга и прозаика мы видим красивый правильный мат.
       Аристократ - композиция без пешек.

Альфред де Мюссе      

                                   СОНЕТ

                     Как лепестки весеннего цветка
                     В глуши лесов таинственно тенистой,
                     Дрожать, при первой ласке ветерка,
                     Улыбкою загадочно душистой...
                     И на своем качаяся стебле,
                     В лазурь небес несут благоуханье...
                     И повторяют радостно земле
                     Любви и счастия горячие желанья...

                     Так ты, порой, когда поешь, Мария,
                     Подняв глаза, как небо, голубые
                     Раскрыв уста подобные цветам -
                     Твоя душа - в божественном слиянье
                     Гармонии и чистого сиянья -
                     Дрожа летит к прозрачным небесам.

Перевод З. Д. Бухаровой

       Этот красивый "французский" (почему бы не назвать его так?!) мат другие композиторы не раз использовали в концовках своих произведений.




25
СЛАБОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ

Абрам Соломонович Гурвич (1897 - 1962)

А. Гурвич
1930


N7/8/N7/k7/1b6/1K6/p7/6B1

Выигрыш

1.К6c7

Угроза 2. Сb6х вынуждает слабое превращение.

1. ... a1К 2. Крb2 Кb3!

Привлекая короля на b3, черные играют на пат.

3. Кр:b3 Сc5! 4. Сh2

4. С:c5? - пат

4. ... Сg1! 5. Сf4! Сe3! 6. Кb6! С:f4

6. ... С:b6 7. Сd2х
6. ... Кр:b6 7. Кd5 +-

7. Кc4х

"Французский" мат!

       Слабое превращение - превращение пешки в ладью, слона или коня.

       Гурвич известен также как литературовед, театральный критик и член Союза писателей СССР. Во время борьбы с "безродными космополитами" А. Гурвич был одним из главных объектов газетной травли.




26
ЛОЖНЫЙ СЛЕД

В. Сегаль
2021


7k/6q1/8/Q7/8/6RK/7R/8

Мат в два хода

1. Фс3!

1. Фа1? Фb2!

1. ... Фf6(e5)(d4)  2. Крg2x
1. ... Ф:с3 2. Крg2x
1. ... Крg8(h7) 2. Ф:g7x

       Аристократ!
       Если бы один из нас не был автором этой двухходовки, и мы бы решали ее, то нам первым пришел бы в голову ход 1. Фа1. Он задачный и очень похож на решение, но опровергается неочевидным и эффектным 1. ... Фb2! Вот это и есть ложный след. Чем заманчивее и эстетичнее ложный след, чем красивее и сложнее опровержение, тем лучше. В рассматриваемой двухходовке маститого литератора ложный след очень неплох.
       На примере этой задачи также удобно завершить определение правильного мата, которое выше мы сформулировали неполно.
       Все три мата во второй строке решения - правильные. Наличие белого ферзя на с3 не нарушает экономичности мата, потому что ферзь связывает ферзя противника, и если снять его с доски, то финальная позиция не будет матовой. Король на g2 не участвует в матовой конструкции, но для короля и пешек сильнейшей стороны делается исключение. Хотя лучше, конечно, если - как в задаче Альфреда де Мюссе - исключения не требуются.
       Мат в третьей строке также правильный.
       Оба мата в четвертой строке очевидно нечистые.




27
ИДЕАЛЬНЫЙ МАТ

В. Савченко
1950



8/1p6/2B5/8/1N6/8/2K5/k7

Мат в шесть ходов

1. Сb5!

1. Са4? b6!
Бди!

1. ... b6 2. Ca4 b5 3. Крс1 ba 4. Крс2 а3 5. Крс1 а2 6. Кс2х

       Идеальный мат - правильный мат, в котором задействованы все фигуры и пешки, находящиеся на доске.
       Идеальный мат - разновидность, частный случай правильного мата.

       Композиция Савченко по идее похожа на задачу Цеплера (17). Здесь - идеальный мат, там - "всего лишь" правильный. Однако, нам задача Цеплера кажется более интересной.




28
АДАМ И ЕВА

А. Верле
1945


8/4P3/8/8/8/8/3p1K2/7k

Мат в четыре хода

1. е8Л! d1К! 2. Крg3 Ке3 3. Л:е3

Если бы первым ходом белые превратили пешку в ферзя, сейчас был бы пат.

3. ... Крg1 4. Ле1х

Захватывающая интрига при самом что ни на есть минимальном материале.
Снова мы видим идеальный мат.




29
БЛЕСК И НИЩЕТА ИДЕАЛЬНОГО МАТА

В. Сегаль
2020


8/8/4B3/6N1/8/2n5/5n1p/2N2K1k

Мат в четыре хода

1. Сh3!

1. Кр:f2? Ке4! 2. К:е4 - пат
1. Сd7(с8)? Кfe4 2. Сc6(b7) Кd5! 3. С:d5 - пат

1. ... К:h3 2. Кe2! К:e2 3. Кe4!

Цугцванг.

3. ... Кh~ 4. Кf2x
3. ... Ке~ 4. Кg3x

       В финале мат правильный, но не идеальный. Мешают лишние черные кони. Зато именно благодаря этому мы наблюдаем торжество духа над материей. Думается, что идеальный мат не должен быть самоцелью. Он хорош лишь при прочих равных данных.




30
ПРАВИЛЬНЫЙ ПАТ

Й. Йесперсен
1890


8/8/8/NB6/8/5k2/2np3K/8

Ничья

1. Сe8 Крg4

1. ... d1Ф? 2. Сh5 =

2. Сd7 Крf4(g5) 3. Сg4! Кр:g4 4. Кc4 d1Ф(Л) 5. Кe3! К:e3 пат

       Рассмотрим финальную позицию.
       Выше мы давали определение правильного мата. Если во всех тех формулировках слово "мат" заменить на "пат", то получится точное определение правильного пата. В этюде Йесперсена мы видим правильный пат.




31
НАБОКОВ

       Известно, что Владимир Набоков был страстным проблемистом и даже издал сборник собственных задач. Книга называется "Poems and Problems" (1970) и включает в себя русские стихи, их переводы на английский язык, английские стихи и восемнадцать шахматных задач.

В. Набоков
1965


k7/8/8/4P3/8/p7/6P1/R3K2Q

Мат в три хода

1. Фh7
1. ... Крb8 2. Л:а3 Крс8 3. Ла8х
1. ... а2 2. Фb1 Кра7 3. Л:а2х

       "Задача не такая легкая, как кажется на первый взгляд" (В. Набоков)
       Конечно, задачу портят и грубый первый ход, и наличие сразу двух технических пешек. Все же миниатюра остроумна и даже напоминает стиль Лойда.




32
СТИЛЬ ЛОЙДА

       Выдающийся американский проблемист Сэмюэль Лойд (1841 - 1911) был, по-видимому, очень остроумным человеком. Нам всегда кажется, что даже его задачи улыбаются. Пройти мимо него в этой книжке невозможно. Если он и устарел для современной композиции, то разве что как Морфи - для современных шахмат.

С. Лойд
1859


8/8/8/6Q1/4R3/2K2p2/5k2/5b2

Мат в два хода

1. Ле1!

Великолепно! И далее - очень красивые маты.

1. ... Кр:е1 2. Фd2x
1. ... Ce2(a6)(b5)(c4)(d3)(h3) 2. Фg1x
1. ... Cg2 2. Фh4x




33
ЛОЙД

С. Лойд
1856


8/3QPk2/8/8/8/8/4K3/8

Мат в три хода

1. Фd6
1. ... Кре8 2. Фе5 Крf7(d7) 3. e8Фх
1. ... Крg7(g8) 2. e8Ф
и 3. Фg6x




34
ШЛЕХТЕР

       Выдающийся австрийский гроссмейстер Карл Шлехтер всю жизнь находил время для задачной композиции. Это очень редкий случай. Вспоминается еще разве лишь Рихард Тейхман.

К. Шлехтер
1908


8/8/7Q/8/8/2p5/2pN1N2/2k2K2

Мат в два хода

1. Фа6!
1. ... Кр:d2 2. Фh6x
1. ... Крb2 2. Кd3x
1. ... cd 2. Фа1х

       Красивая и очень содержательная миниатюра. Два первых мата - правильные. На наш вкус - это лучшая задача Шлехтера.




35
КВАДРАТ РЕТИ

       Знаменитый чешский гроссмейстер и крупный шахматный теоретик Рихард Рети составил несколько очень хороших этюдов. При этом наибольшую композиторскую славу принес ему самый простой этюд.

Р. Рети
1922


7K/8/k1P5/7p/8/8/8/8

Ничья

1. Крg7 h4 2. Крf6 Крb6 3. Кре5 Кр:с6 4. Крf4 =

       Все гениальное просто. Этюд имел сенсационный успех.




36
РАЗВИТИЕ ИДЕИ

       Блистательное развитие идея Рети получила в этюде братьев Сарычевых.

А. Сарычев
К. Сарычев
1928


8/1pPK3b/8/8/8/5k2/8/8

Ничья

1. Крс8! b5 2. Крd7! b4 3. Крd6 Cf5 4. Кре5 Сс8 5. Крd4 =

       Начало решения выглядит настолько парадоксальным, что поначалу даже непонятно, что происходит. Попробуем разобраться.
       При "естественном" развитии событий черные попросту защитят свою пешку маневром Сh7-f5-c8, поэтому белым необходимо подтолкнуть эту пешку вперед. Потеряв для этого два темпа, белые отыграют их, благодаря тому, что черный слон в какой-то момент будет вынужден встать на скомпрометированное поле f5. В том, как белые своим третьим ходом уводят короля с диагонали с8-h3, вынуждая тем самым ход Cf5, есть несомненное сходство и с "римской темой".




37
ДОМИНАЦИЯ

А. Ринк
1903


6q1/6p1/2k4p/R6B/p7/8/2P3P1/2K5

Выигрыш

1. Ла8! Фа2 2. Л:а4! Фg8 3. Ла8! Фh7 4. Cg6! +-

       Непостижимый по красоте, гармонии и простоте этюд великого французского композитора Анри Ринка (1870 - 1952). Даже комментарии излишни.
       Ринк - одна из значительнейших фигур в истории мирового этюда. На наш взгляд - даже самая крупная. Он составил свыше 1500 произведений, многие из которых - шедевры.
       Доминация - контроль над группой полей. Тема, как правило, связана с ловлей фигуры. Термин предложен А. Ринком.




38
РИНК

А. Ринк
1924


5k2/7R/b7/8/1K2N3/8/1b6/8

Выигрыш

1. Ла7 Сf1 2. Ла2 Сh8 3. Ла8 Крg7 4. Ла1 +-

       Аристократ!
       Заметим, что в финальной позиции все поля недоступны белопольному слону черных строго по одной причине, и все фигуры белых задействованы. Такую доминацию иногда называют правильной - по аналогии с правильным матом.




39
РЕТИ

Р. Рети
1922


8/8/2k4b/P7/8/8/2N2PKp/8

Выигрыш

1. Кd4 Крс5

1. ... Кр:b7 2. Кр:h2 +-

2. Крh1! +-

Полный цугцванг!
Удивительный этюд. Слон пойман малыми силами и на почти пустой доске.




40
ДУАЛЬ

В. Сегаль
Конкурс ChessStar-2013
3-й похвальный отзыв


1n6/3pkpq1/6p1/3PNP2/1P4K1/4R3/5B2/8

Выигрыш

1. f6! Кр:f6

1. ... Ф:f6? 2. Сh4 +-

2. К:d7! К:d7 3. Сe1! Кe5 4. Л:e5 Кр:e5

4. ... Фf8 5. Сc3 Ф:b4 (5. ... Фc8 6. Лe6х) 6. С:b4 Кр:e5 7. d6 +-

5. Сc3 Крd5 6. С:g7 Крc4 7. Сf8!

7. Сc3? f6! =

7. ... f6 8. Крf4 g5

8. ... Крb5 9. Сc5 Крc4 10. Крe4 Крb5 11. Крd4 g5 12. Крc3 +-

9. Крf5 Крb5 10. Сe7

10. Сc5 Крc4 11. Крe6 g4 12. Крd6 Крb5 13. Крd5 f5 14. Крd4 f4 15. Крc3 g3 (15. ... Крc6 16. Сa7 +-) 16. Сd6 +- (гроссмейстер Алексей Широв)

10. ... Крc4 11. Сc5 Крb5 12. Кр:f6 g4 13. Крe5 g3 14. Крd4 g2 15. Крc3 +-

       Разбирая задачу Г. Тертона (13), мы сталкивались с побочным решением. Сейчас мы видим сходную, но меньшую проблему - дуаль.
       Дуаль - частичное побочное решение, начинающееся со второго хода или далее.
       В отличие от полного побочного решения, дуаль не обязательно дисквалифицирует композицию. Четкого критерия на этот счет нет, но ясно, что бывают дуали разной степени значимости.
       В рассматриваемом этюде обратите внимание на комментарий к 10-му ходу белых. Вот это и есть дуаль. В данном случае дуаль настолько поздняя и незначительная, что этюд даже получил 3-й похвальный отзыв в конкурсе.
       Все же, составив этот этюд, мы считали, что белые обязаны сделать 15 точных единственных ходов, и найденная А. Шировым дуаль явилась для нас досадным обстоятельством. Исходно нам казалось, что в этой композиции объединены две идеи: комбинацией на доминацию партия переводится в эндшпиль, в котором белый король по диагонали Рети, атакуя черные пешки, одновременно спешит на защиту своей. Дуаль вторую часть, конечно, обесценивает.
       Композицию с тринадцатью фигурами иногда называют чертов мередит.




41
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ИГРА

В. Сегаль
2013


8/5p1p/7q/B1P3kp/8/4R1P1/7K/8

Выигрыш

1. Cd2 Фg7 2. Ле5 Крf6 3. Cc3 Фg6 4. Са1! +-

4. Сd4? Фd3!
4. Cb2? Фb1!

       В ложных следах на 4-м ходу черный ферзь встает "под" белого слона, и этой единственной защиты оказывается достаточно. Но под поле а1 не встать, поэтому после 4. Са1! черные оказываются в цугцванге и теряют ферзя. Еще один этюд на доминацию.
       Красивый 4-й ход белых - pointe всего этюда. Что же из себя представляют первые три хода? Это так называемая вступительная игра.
       Вступительная игра - серия ходов, предшествующих главной комбинации, маскирующих ее и затрудняющих поиск решения.
       Вступительная игра - оружие обоюдоострое. Она обязательно должна быть органичной. Иначе красота произведения блекнет.




42
ДВА ФЕРЗЯ

Д. Николаев
1955


8/p5B1/2K3P1/kn4N1/3p4/8/4p3/8

Выигрыш

1. Кf3 d3 2. Ch6 Кd4! 3. К:d4 е1Ф 4. Cd2! Кра6

4. ... Ф:d2 5. Кb3 +-

5. C:e1 d2! 6. Кс2!

6. С:d2? пат

6. ... d1Ф 7. Кb4 Кра5 8. Кd3! Кра4 9. Кb2 +-

       Малоизвестное произведение забытого автора. Между тем, факт поимки конем и слоном сразу двух ферзей заслуживает интереса.




43
ЭТЮД СААВЕДРЫ

Сааведра
1895


8/8/1KP5/3r4/8/8/8/k7

Выигрыш

1. с7 Лd6 2. Крb5

2. Крb7? Лd7! =
2. Крс5? Лd1! =

2. ... Лd5 3. Крb4 Лd4 4. Крb3 Лd3 5. Крс2 Лd4!

Если теперь 6. с8Ф, то 6. ... Лс4! 7. Ф:с4 пат.
Ничья? Нет!

6. с8Л! (грозит 7. Ла8х) Ла4 7. Крb3 +-

       Несомненно, самый знаменитый в истории композиции 4-фигурный этюд. Заметим, что и он содержит небольшую дуаль: 4. Крс3 Лd1 5. Крс2 Лd4 6. c8Л и далее "по Сааведре".




44
РАЗВИТИЕ ЭТЮДА СААВЕДРЫ

       Ранее, в замечательном этюде братьев Сарычевых (36) мы видели развитие идеи Рети. Сейчас мы рассмотрим композицию, в которой развитие получает даже не идея, а конкретный предшественник (43). Однако, все настолько совершенно оформлено и раскрашено новыми яркими красками, что мы имеем дело с вполне самодостаточным шедевром.

М. Либуркин
1931


8/8/2P5/1Pr5/8/8/N7/k2K4

Выигрыш

1. Кс1 Лd5

1. ... Л:b5 2. c7 Лd5 3. Кd3! Л:d3 4. Крc2 Лd4 5. c8Л! +- (Сааведра)

2. Крc2

2. Кd3? Л:d3 3. Крc2 Лd5 =

2. ... Лc5 3. Крd3!

3. Крd2? Л:b5 4. c7 Лb2 5. Крd3 Лc2! 6. Кр:c2 пат

3. ... Л:b5

3. ... Л:c1 4. Крd4 +-

4. c7 Лb8 5. cbС! +-

5. cbФ? пат
5. cbЛ? пат
5. cbК? =




45
ГЕНИЙ ОДНОЙ НОЧИ

Л. ван Флит
1888

       Участник многих международных турниров голландский мастер Луи ван Флит (1854 - 1932) ныне почти забыт как игрок, а этюд он составил всего один. Зато какой!


K7/1P6/k1q5/8/1Q6/8/8/8

Выигрыш

1. Фb4 Фh1

1. ... Фd5(f3) 2. Фа4 Крb6 3. Фb3! Ф:b3 4. b8Ф +-
1. ... Фg2 2. Фа3 Крb6 3. Фb2! Ф:b2 4. b8Ф +-

2. Фа3 Крb6 3. Фb2 Крс7

3. ... Кра6 4. Фа2 Крb6 5. Фb1! Ф:b1 6. b8Ф +-
3. ... Крс5 4. Кра7 Фh7 5. Фb6  Крd5 6. Кра6 Фd3 7. Фb5 +-

4. Фh2 Ф:h2 5. b8Ф +-

       Великолепная миниатюра, которую, к сожалению, чуть портит бледный вариант в предпоследней строке решения (3. ... Крс5 и т. д.)




46
ТРОИЦКИЙ

       Алексея Алексеевича Троицкого (1866 - 1942) часто называют основоположником художественного этюда. За заслуги именно в области этюдной композиции ему даже было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР (1928).

А. Троицкий
1897


4B3/8/6N1/5p2/1r4p1/6pk/7b/4K2Q

Выигрыш

1. Cc6 Лb1 2. Кре2 Л:h1 3. Cg2! Кр:g2 4. Kf4 Крg1 5. Кре1 g2 6. Ke2x

       Очень красиво и действительно художественно. И все же, четко сформулировать определение "художественного этюда", на наш взгляд, невозможно.




47
КЛЯЦКИН

М. Кляцкин
1924


rR6/p7/KnPk4/P7/8/8/8/8

Выигрыш

1. с7 Кр:с7 2. ab Кр:b8 3. b7 +-

       Романтика Михаила Герцовича Кляцкина (1899 - 1926), вероятно, можно считать продолжателем дела "художественного этюда". Рассмотренное эффектное произведение не раз использовалось другими авторами в качестве концовки, к которой они придумывали вступительную игру. Однако, пожалуй, действительно знаменит лишь сам оригинальный этюд Кляцкина.




48
ВСЕГО ОДИН ХОД

Н. Кисленко
2020



8/8/7b/2k5/8/2p5/7R/5K2

Выигрыш

1. Лh5! +-

       Всего один точный ход требуется от белых, чтобы полностью прояснить ситуацию. Но этот ход строго единственный.
       Тонко и изящно.




49
КРУГОСВЕТКА

В. Сегаль
2021


8/1B6/Pk2K1p1/7p/8/8/8/8

Выигрыш

       Легко убедиться, что 1. Крf6? h4 ведет к ничьей. Для выигрыша белым необходимо попасть королем на b5 прежде, чем одна из черных пешек отвлечет слона от защиты белой пешки.

1. Крd7! h4 2. Крс8 Кра7 3. Крс7 h3 4. Крс6 h2 5. Крb5 +-




50
ЭТЮД ПИРАТА

А. Даниэл
1908



8/5k1K/8/8/4p3/pb6/8/4R3

Ничья

1. Л:е4

1. Крh6? а2 2. Крg5 е3 3. Крf4 e2 4. Кре3 Сd1 -+

1. ... Сс2 2. Крh8! а2

2. ... С:е4 - пат

3. Ле1!

3. Ле5? а1Л! (3. ... a1Ф(С) - пат) 4. Лf5 Крg6 (4. ... С:f5 - пат) 5. Лf8 Сb3 -+

3. ... Сb1 4. Лe5!

4. Л:b1 abЛ! (4. ... abФ - пат)

4. ... a1Л!

4. ... a1Ф(С) - пат

5. Лa5!

5. Лf5? Крg6 6. Лf8 Сf5 -+

5. ... Л:a5 - пат

       Этот этюд можно было бы отнести к классике, но его чуть портит вариант, указанный нами в примечании к 5-му ходу. После 7. Лg8 черные действительно побеждают, но требуется кое-какая аналитика, чтобы это доказать.
       Нам не удалось найти другие произведения этого композитора, и никакой информацией о нем мы не располагаем. Возможно, это был тот самый Даниэл, который однажды застрелил человека в церкви за богохульство...




51
ДУРАС

       Этюды чешского гроссмейстера Ольдржиха Дураса скорее всего были прекрасными побочными продуктами его аналитической работы в области окончаний.

О. Дурас
1903


1K6/1P1k4/1P6/8/8/r7/6R1/8

Выигрыш

1. Лd2 Кре7! 2. Лd6! Лс3 3. Лс6! +-




52
ТОНКИЙ МАНЕВР

О. Дурас
1908



6k1/3p4/8/8/8/B7/P7/7K

Выигрыш

       В этой очень простой с виду позиции белым для выигрыша необходимо осуществить превращение своей единственной пешки, но для этого у них "неправильный" слон, а черный король "в квадрате". Требуется очень тонкий маневр...

1. Сb4! Крf7 2. а4 Кре6

2. ... Кре8 3. а5 Крd8 4. Cd6 Крс8 5. а6 +-

3. а5 Крd5 4. а6 Крс6 5. Са5! +-




53
СЛОН ХОХОЧЕТ

Ж. Вильнев-Эсклапон
1908


4n3/8/N3P2P/8/4K2B/pk6/7b/8

Выигрыш

(В скобках курсивом комментарии Эм. Ласкера)

1. h7? Се5! (слон лукаво улыбается) 2. Кр:е5 а2 3. h8Ф а1Ф -+

1. Кb4! Кр:b4 2. h7 Се5!

(Слон улыбается)

3. Кр:е5 а2 4. Се1 Крb3 5. Cc3!

(Слон хохочет)

5. ... Кр:с3 6. h8Ф а1Ф 7. Кре6 +-

       Жан де Вильнев-Эсклапон, граф (1860 - 1943) - французский шахматист и шахматный композитор.
       Потомок старинного дворянского рода, известного с XIII века. Начал играть в шахматы лишь в возрасте 40 лет, часто посещал кафе "Режанс". Стал сильным практическим игроком и видным композитором. Один из основателей Французской шахматной федерации.
       Составил около 300 этюдов, многие из которых заняли высокие места на конкурсах.




54
ХОЙЕКЕР

       Пауль Хойекер (1899 - 1969) - известный немецкий композитор. Опубликовал более 100 этюдов. Демонстрировал силу и в практической игре: в 1927 году сыграл вничью матч с гроссмейстером Эрнстом Грюнфельдом.

П. Хойекер
1930


1B6/8/7P/4p3/3b3k/8/8/2K5

Выигрыш

1. Са7! Са1 2. Крb1 Cc3 3. Крс2 Са1 4. Сd4!

Слон хохочет!

4. ... C:d4 5. Крd3 Ca1 6. Кре4 +-




55
СЛОН ГРУСТИТ

Г. Оттен
1892


8/6b1/5k2/8/P3K1P1/8/8/8

Выигрыш

1. а5 Сf8 2. Крd5 Ch6 3. g5! C:g5 4. Кре4 Сh4 5. Крf3 +-




56
ПРОКЕШ

       Ладислав Прокеш (1884 - 1966) - еще одно очень заметное чешское имя в шахматной композиции. В его творчестве преобладали эндшпильные этюды с короткой и естественной игрой.

Л. Прокеш
1941


8/8/3PB3/4P3/K4k2/8/8/7r

Выигрыш

1. d7 Ла1

1. ... Лd1 2. Cd5! Л:d5 3. e6 +-
1. ... Лh8 2. Cg8! Л:g8 3. e6 +-

2. Са2! Л:а2 3. Крb3 Ла8 4. е6 +-




57
БРАТЬЯ ПЛАТОВЫ

       Братья Василий (1881 - 1952) и Михаил (1883 - 1938) Платовы - классики композиции, последователи Троицкого.

В. Платов
М. Платов
1909


8/4B2p/8/3p3P/8/3Pk1K1/p7/6N1

Выигрыш

1. Сf6 d4 2. Кe2!

2. Кf3? a1Ф 3. С:d4 Ф:d4 4. К:d4 Кр:d4 5. Крg4 Кр:d3 =

2... a1Ф 3. Кc1!

Грозит 4. Сg5х.
3... Крd2 4. Кb3+-
3... h6 4. Сe5

3... Фa5 4. С:d4! Кр:d4(d2) 5. Кb3 +-

       Известно, что этот этюд решил Ленин. Но неизвестно, как он его решил. Может, он посчитал решением ложный след на втором ходу?




58
КУББЕЛЬ

Леонид Иванович Куббель (1891 - 1942)

Л. Куббель
1922


1N6/8/K7/3k4/3p3B/p7/2PP4/8

Выигрыш

1. Кс6! Кр:с6 2. Сf6 Крd5 3. d3 a2 4. c4 Крс5 5. Крb7 а1Ф 6. Се7х

       Прекрасный этюд без вступительной игры - pointe на первом ходу.
       Как видите, и в этюдах бывает правильный мат.
       Когда-то Сегаль беседовал по телефону с Эдуардом Штейном. Обсуждали "Атаку маршала". Сегаль спросил:
       - Не слишком много мата?
       - Мат меня не шокирует, - ответил бывший пресс-аташе Претендента. - Я ведь начинал с Юзом Алешковским. Важно, чтобы мат был правильный.




59
КАМИНЕР

Сергей Михайлович Каминер (1908 - 1938)

С. Каминер
1925


2b5/1kp5/3P2B1/8/N7/5P2/6K1/2b5

Выигрыш

1. Кс5 Крс6 2. d7!

Завлечение слона на гибельное поле.

2. ... C:d7 3. Кd3 Cg5!

Иначе слон попросту теряется.

4. Ке5 Крd6 5. Кf7 Кре6 6. К:g5 Крf6

Изобретательным маневром черные почти спаслись...

7. Кh7 Кр:g6 8. Кf8 +-

Яркая борьба!

       Жизнь Каминера оборвалась рано и трагически. Михаил Ботвинник в предисловии к книге Р. Кофмана "Избранные этюды С. Каминера и М. Либуркина" вспоминает:
       "Была осень 1937 года. Я играл в Москве матч на первенство СССР с Г. Левенфишем. Неожиданный телефонный звонок, и в номер гостиницы "Националь" является Сережа Каминер. "Здесь в тетради, - говорит он, - все мои этюды, некоторые еще недоработаны. Возьмите их себе. Боюсь, что у меня они пропадут". Его предчувствие оправдалось...
       Долго хранил я эту тетрадь. В 50-е годы я известил наших композиторов, что тетрадь Каминера у меня. И вот этюды С. Каминера - в данной книге".

       История, конечно, интересная. И она делает честь Ботвиннику. Однако, все этюды, приводимые в книге Кофмана, за исключением одного и не очень значительного, уже публиковались при жизни Каминера в различных советских изданиях. Остается предположить, что либо тетрадь Каминера ничего особенного не содержала, либо она так и не была подвергнута необходимой разработке.




60
ЛИБУРКИН

       Марк Савельевич Либуркин (1910 - 1953)


М. Либуркин
1935


R7/6N1/8/4p3/4k3/6n1/7b/3K4

Выигрыш

1. Лa2 Сg1 2. Лg2 Крf3! 3. Л:g1 Крf2 4. Лe1 e4 5. Кe6 e3 6. Кc5!

6. Кd4(f4)? e2 7. К:e2 Кf1! =

6. ... e2 7. Крd2 Кf1 8. Крc1! Кр:e1 9. Кd3х

       Потрясающая красота в на удивление простой позиции.
       Филигранность исполнения, изящность и естественность форм, изобретательное сопротивление черных - все это характерно для творчества Либуркина.




61
КАСПАРЯН

Генрих Моисеевич Каспарян (1910 - 1995)

Г. Каспарян
1936


3N4/4R3/6k1/8/5K1P/8/5p2/8

Выигрыш

1. h5 Крh6

1. ... Кр:h5? 2. Лh7 Крg6 3. Лh1 +-
1. ... Крf6? 2. Лf7х

2. Кf7 Кр:h5

2. ... Крg7 3. Кg5 Крg8 4. Лe8 Крg7 5. h6! Крg6
И здесь черные не могут пустить белую ладью на первую горизонталь.
6. Кg4! f1Ф 7. Лe6 Фf6 8. Л:f6 Кр:f6 9. Крh5 +-

3. Лe5 Крh4

3. ... Крg6 4. Лg5 Кр:f7 5. Лf5 Крg6 6. Крg4 +-

4. Кg5! f1Ф 5. Кf3 Крh3 6. Лh5 Крg2 7. Лh2х




62
НАДАРЕИШВИЛИ

Гиа Антонович Надареишвили (1921 - 1991)

Г. Надареишвили
1970



5R2/8/8/r7/1p6/8/p7/k2K1B2

Ничья

1. Сс4 Лс5!

1. ... Крb1 2. Лb8 Ла4 3. С:а2 Кр:а2 4. Крс2 =
1. ... Крb2 2. Лf2 =

2. Сg8! Крb1 3. Лb8 Лс1 4. Крd2 Лс2 5. Крd1 а1Ф 6. Л:b4 Лb2 7. Лс4! =

       Вот почему надо было играть 2. Сg8!, а не 2.Се6? Если бы сейчас слон стоял на е6, то черные выигрывали: 7. ... Лb6! 8. Лc1 Крb2 9. Л:а1 Лd6 10. Кре2 Л:е6 -+




63
САЛОВ

В. Салов
2001



7k/pn6/3B4/1NP5/PK6/6p1/4r1P1/8

Выигрыш

1. с6! Лb2! 2. Кра3!

2. Крс3? Л:b5 3. cb Л:b7 =

2. ... Л:b5! 3. Cc5! Лb3!

3. ... К:с5 4. с7 +-
3. ... Л:с5 4. сb +-

4. Кра2! Лb2! 5. Кра1!

5. Кр:b2? К:c5 6. с7 К:а4 -+

Лb3 6. c7 Кd6 7. С:d6 Лс3 8. Се5 +-

       Прекрасный этюд с обоюдоострой игрой.     
       Двадцать лет назад в личной переписке гроссмейстер Валерий Салов сообщил нам, что составил около ста композиций. Нам будет очень жаль, если они никогда не будут опубликованы.
       В настоящее время Салов занимается просветительской деятельностью на возглавляемом им форуме Шехина.




64
СЛАБОСТЬ ПОЛЕЙ ОДНОГО ЦВЕТА

       Давид Бронштейн как-то писал, что в детстве, читая в книгах о слабости белых полей, он долгое время подозревал, что речь идет о чем-то непонятном даже самим авторам. Трудное детство было у гроссмейстера. Ему явно не хватало следующего этюда.

Г. ван Бройкелен
1990



8/3P3k/n2K3p/2p3n1/1b4N1/2p1p1P1/8/3B4

Выигрыш

1. Кf6 Крg7 2. Кh5 Крg6 3. Сc2 Кр:h5

       Белые завлекли неприятельского короля на поле h5. Теперь им необходимо перевести своего короля на f5, чтобы максимально ограничить короля противника.

4. d8Ф Кf7 5. Крe6 К:d8 6. Крf5 e2

       Черные отчаянно обороняются, но они совершенно не в состоянии контролировать белые поля, на которых господствует легкая фигура противника.

7. Сe4 e1К 8. Сd5 c2 9. Сc4 c1К 10. Сb5 Кc7 11. Сa4 +-

       Вот уж воистину чертов мередит!
       На этой гротескной ноте мы и завершим наш скромный труд.




e-mail: sobakkin@bartender.net

№9
5 апреля 2021 года
АЛЬМАНАХ ПЬЕРА СОБАККИНА