"Вождь краснокожих"
|
Он живет в Берлине.
Ему 35 лет. Он кумир
не только детворы.
Каждую неделю
он получает
много писем, причем
на конверте предельно
лаконичный адрес:
"ГДР. Гойко Митичу".
|
- Я слышал, вы
родились и учились
в Югославии, готовились стать преподавателем физкультуры...
- Так вы уже почти все
знаете! Остается
добавить, что мой
кинодебют состоялся тоже в Белграде, точнее, в его окрестностях. Я был
дублером одного из главных исполнителей в английском фильме "Ланцелот и
королева". Затем мне предложили крошечшую роль в итальянском
приключенческом фильме. Что ж, я сыграл, меня похвалили, и все
забылось. По правде сказать, отношение к кино у меня было вполне
определенное: кинематограф помогал мне латать прорехи в более чем
скромном студенческом бюджете. Свободное время я отдавал спорту и
будущей педагогической миссии.
- Но
мимолетный дебют имел
продолжение, которое растянулось надолго?
- В 1965 году мне
предложили главную роль в фильме "Сыновья Большой
Медведицы" на студии "ДЕФА".
Если по правде, к этому предложению я
отнесся в высшей степени пессимистично. Мое "да" прозвучало примерно
так: "Ладно, попробуем, если вам не жалко времени". Но то была первая
серьезная для меня работа в кино. И началась метаморфоза - из учителя в
киноактера.
Вот уже десять лет живу в ГДР. И знаете,
когда провожу отпуск на родине, скучаю о Берлине. Случается свободная
неделя в Берлине - еду в Белград. Трудно решить, какой из городов мне
ближе. За эти годы я на студии "ДЕФА" снялся в девяти фильмах. В двух
последних - "Апачи" и "Улцана" попробовал себя и как сценарист, и как
сорежиссер.
- А
давайте все же
вернемся к первому фильму, к "Сыновьям Большой
Медведицы". Ведь эта роль, вероятно, требовала не только спортивности,
умения скакать верхом, но и знания, как бы это сказать, "индейской
специфики"?
- И теперь вы
спросите, случалось ли мне бывать в прериях Америки и нет
ли у меня друзей среди индейцев... Разочарую вас, как не раз
разочаровывал тех, кто мне пишет... Давайте договоримся, что именно мы
имеем в виду под "индейской спецификой". Если внешнюю сторону вопроса -
манеру поведению, одежду, обращение с оружием, посадку на лошади, тут
все просто: есть специалисты, консультанты. Съемочной группе всегда
подскажет Лейпцигский этнографический музей. С благодарностью вспоминаю
многочасовые уроки балетмейстера Хенна Хасса - вот кто помог мне
освоить немецкие танцы. Бросать лассо, стрелять на скаку я умел и
прежде. Требовались лишь "профессиональные" коррективы. Вопрос: "Как
вам это удалось?" - звучит для меня признанием достоверности, с какой
мы воссоздаем на экране быт индейцев.
А если честно, мне мой первый фильм
очень понравился! Хотя на съемочной площадке все выглядело вяло,
отрывочно, даже скачки на лошади не увлекали. Зато на экране -
динамика! И все же в строгом понимании мои "индейские" роли только
начало актерской работы, на экране больше действует ловкий и выносливый
спортсмен.
-
Теперь вам этого мало?
- Дело даже не во мне. Хотя, если по
правде, не очень-то интересно
плодить кинодвойников, переходящих из картины в картину. В письмах юные
почитатели, как правило, пишут: "Хочу быть таким же смелым". Вот это
уже приятный аспект "индейской специфики"!
За последние годы я прочитал десятки
книг по истории жизни, быта этого удивительного народа. Кроме
сербского, я знаю немецкий, английский и испанский, так что могу
черпать материал из различных источников. Пожалуй, мне удалось даже
почувствовать душу народа, который вписал особую главу в историю
мировой национально-освободительной борьбы. Оттого мы и не стремимся от
фильма к фильму только усложнять сюжет, "туже закручивать". Не
стараемся нагромождать трюки. Задача, которую ставит передо мной
режиссер Готтфрид Кольдитц, - выявить новые стороны характера моих
героев. И в этом принципиальное отличие "индейских фильмов" студии
"ДЕФА" от тех, что в великом множестве показывают западное кино и
телевидение.
-
Однако, скакать, метать
лассо, переплывать реки приходится
по-прежнему?
- Да, и без дублеров.
В каждом случае это требует все большей
подготовки. Например, к роли в картине "Апачи" я готовился почти год!
Всегда надо быть в хорошей форме. Потому и сегодня, через десять лет
после того, как я покинул стены физкультурного института, не перестаю
заниматься спортом и держу режим. Не пью спиртное, не курю, стараюсь не
злоупотреблять кофе и ложиться спать в одно и то же время. Последнее,
кстати, удается редко. Где бы я ни был, утро начинаю с зарядки.
Неизменный спутник в моих путешествиях - гантели.
-
Далеки бывают эти
путешествия?
- Мой первый
"индейский фильм" снимали у меня на родине, в Югославии.
Натурой для ленты "Большой Змей" стали окрестности Гаваны. А
большинство фильмов отснято в СССР. Крым и Средняя Азия - два главных
района наших натурных съемок. Первые кадры "Апачей" были сняты под
Самаркандом, "Улцану" снимали в окрестностях узбекского колхоза
"Навои". Действие этого фильма разворачивается в 1846 - 1848 годах на
юго-западе Америки, в Аризоне, штате, известном жарким сухим климатом;
большая часть его - горы и плоскогорья. Приехав ранней весной в колхоз
"Навои", мы были поражены схожестью ландшафтов. Но уже через несколько
недель взошли посевы, начали работать поливные установки, и от
идеальной натуры осталось несколько пробных кадров: пришлось
перестраиваться на ходу.
Большинство "индейских" фильмов
снимается под открытым небом, в районах с климатом, не очень приятным
для всей съемочной группы. Каждый день связан с большой физической
нагрузкой. Случается по восемь часов не слезать с коня.
-
Кстати, о
Митиче-наезднике; в каждом из десяти фильмов вы скачете
верхом. Вероятно, это требует особого мастерства и большой тренировки?
- Безусловно. Тем
более что в каждом следующем фильму у меня новая
лошадь. Случалось даже в одном эпизоде менять их по нескольку раз. В
"Улцане" я скакал на коне, которого дал секретарь комсомольской
организации колхоза "Навои". Обычно за несколько дней до съемки я
присматриваюсь к повадкам, характеру коня, начинаю его обхаживать.
На Кубе, когда снимали "Большого Змея",
мне достался сильный и красивый конь Карамелло. Характер у него был не
из сладких. Пришлось скормить много конфет, прежде чем я завоевал его
доверие. Однажды надо было скакать прямо на камеру. А ассистенты
оператора и рабочие не успели ее вовремя убрать, замешкались. Когда я
поднял голову, до камеры было всего несколько метров, и конь несся на
нее во весь опор. Ну, подумал я, сметем мы сейчас оператора! Вдруг
умница Карамелло делает акробатический бросок в сторону... Ни я, ни
оператор, ни ассистенты не пострадали, а вот сам Карамелло получил
травму.
-
Десять главных ролей...
Многие знатоки кинематографа говорят, что при
некоторой схожести сюжетов ваши герои все же не похожи один на другого.
- Если это в самом
деле так, мне остается лишь радоваться. Ведь к этому
мы и стремились! И все же хочется сделать нечто иное. Готов даже
сыграть абсолютно отрицательную роль, вплоть до отъявленного злодея, в
любой картине, лишь бы приключенческой.
- Как
будто первые шаги в
этом направлении вы уже сделали?
- Имеете в виду
телефильм "Тайна Анден", поставленный Кольдитцем?
Добавьте к нему "Визу для Окантроз" - там я сыграл монтера. Да, это два
моих теледебюта, и они несколько в стороне от того, что мне приходилось
играть.
- А
как же слава "вождя
краснокожих"?
- А я не рву с
индейской тематикой. Слава? Вещь крайне обременительная.
Люблю интересных собеседников. Но не люблю, когда люди смотрят на меня,
как на нечто экзотическое!
-
Позвольте поблагодарить
вас за беседу и пожелать новых интересных
ролей.
Гойко пишет в мой
блокнот:
|
Итак, интервью "Недели".
Гойко Митичу 35 лет. Значит,
год 1975 или 1976.
Любопытно и странно здесь постоянное ошибочное упоминание
Митичем Кубы, как места съемки "Большого Змея". Речь, конечно, идет о
съемках "Оцеолы".
Также Митич, по-видимому, путает Кавказ с Крымом. На
Кавказе снимался фильм "След Сокола", а вот в Крыму ДЕФА вроде бы
ничего не снимала.
Прислала Валентина Козловска из Латвии. |
Главная - Старая папка
|
|
|