Вестерн - поминки
или?..
|
Сыновья Большой Медведицы |
Когда в 1923 году на экраны Америки вышел фильм режиссера Джемса Крюзе
«Крытый фургон», пресса окрестила его «американской «Песнью о Роланде».
Америка создавала свой запоздавший «национальный эпос», обращаясь при
этом не к временам Вашингтона и Линкольна, к их борьбе за
гуманистические идеалы, а к образам лихих, предприимчивых парней,
осваивающих золотоносный американский Запад. Это было понятней
«среднему американцу», воспитывало нужного обществу обывателя. В эпоху
социальных революций был найден по-своему изящный тип героя – бога
частной инициативы. Найден тип обстоятельств, где количество
препятствий лишь усиливало конечный эффект – утверждение
предприимчивости.
Но не будем ограничивать значение
вестерна – а именно так были названы эти фильмы. Вестерн – это и
кристаллизация броской, занимательной кинематографической формы. Той
формы, которая и по сей день определяет поэтику западного
приключенческого фильма и окружена самыми ожесточенными спорами.
Времена меняются. Мы видели
«Великолепную семерку». Тоже вестерн. И посмотрите: ковбой приподнялся
на «современную» высоту. Он уже борец за народные интересы. Правда,
народы эти – индейцы, мексиканцы – пассивны и только и ждут
очаровательного избавителя. Так что «старый, добрый» вестерн еще
делает свое, пропагандируя американизм в броской, доходчивой форме.
Кстати, жанр этот оброс изрядной коркой
штампов. Появилась возможность, используя их механику, посадить в лужу
как саму буржуазную идеологию, так и формы ее пропаганды.
Вспомните интересный чехословацкий фильм
«Лимонадный Джо». Он оказался, правда, неровным: взяв верную ноту,
доведя до абсурда построения классического вестерна, авторы фильма
ближе к финалу принялись розыгрыш подтягивать к «правде» – к
правдоподобию. Правды не получилось, розыгрыш поблек.
Но если возможен сатирический,
пародийный опыт развенчания буржуазной идеологии, с использованием
формы вестерна, то почему бы, пользуясь этой формой всерьез, не
попытаться воссоздать страницы из той же исторической драмы, которая
была воплощена с откровенной тенденциозностью буржуазным американским
кинематографом?
Поэтому сам факт обращения мастеров кино
ГДР и СФРЮ, создавших фильм «Сыновья Большой Медведицы», к тематике
вестерна вовсе еще не повод для немедленного порицания.
Фильм рассказывает о том, как жаждущий
индейского золота ковбой Красная Лиса убил старого индейца Матотаупа.
Как сын убитого, Токей Ито, боролся с белыми, мстя за отца, пытаясь
завоевать своему народу право на утраченное счастье. Заканчивается
фильм переходом племени через Миссури – уходом к новой жизни. Красная
Лиса побежден. Токей Ито избирается вождем племени.
Итак, речь идет о попытке создать
картину в жанре вестерна на тему борьбы народа за независимость.
Однако, написав «народ», я чувствую себя
неловко: в самом деле, достаточно белым заманить Токей Ито в ловушку,
чтобы хрестоматийно гордые и свободолюбивые индейцы превратились в
покорное стадо, которое без труда влекут в резервацию несколько
ковбоев.
Действие фильма относится к 1876 году.
Именно тогда индейцы племени дакота вели непримиримую, из последних
сил борьбу с белыми. Борьба закончилась поражением, восставшие спаслись
в Канаде. О том и рассказывает роман Лизелотты Вельскопф-Генрих, по
которому поставлен фильм.
Эти обстоятельства сложны. С одной
стороны, героика борьбы народа за свободу. С другой обреченность этой
борьбы. Возможен ли при таких обстоятельствах оптимизм? Конечно. Авторы
же фильма мечутся, пытаясь увязать трагизм ситуации с примитивными
чудесами вокруг главного героя. В классическом вестерне герой
становился для зрителя положительным потому, что преодолевал все
препятствия. И по мере развития сюжета зритель начинал симпатизировать
герою. В «Сыновьях Большой Медведицы» все происходит наоборот – герой
преодолевает препятствие только потому, что он герой положительный.
Есть анекдот о творцах остросюжетных
романов. Чтоб не запутаться в судьбах персонажей, они делали картонные
фигурки и, «убив» то или иное действующее лицо, смахивали «модель» в
корзину для мусора. Прием недурен. Не нужно только пользоваться им
преждевременно. А в фильме? Корзина всегда наготове. В нее сбрасывают,
из нее извлекают персонажей без всякой системы.
Впрочем, система есть, ключ к ней – в
поэтике классического вестерна, от которого и не могут отойти авторы
фильма.
Вот отряд ковбоев везет оружие. На
козлах – два комических старичка. В классическом вестерне такие
старички запоминались, заставляли зрителя хохотать до колик. Здесь же
старички – исковерканная цитата. Рядом с ними устраивается на козлах
девушка Кэт. Произносит на протяжении фильма не более двух фраз. И
вдруг выясняется, что она сочувствует индейцам. Под стать ей и блондин
по имени Адамс. По ряду признаков он герой почти положительный. Так и
оказывается: накануне решающей схватки с Красной Лисой Токей Ито
передает золото одному из индейцев. Для Адамса. Адамс научил индейцев
хлебопашеству. Откуда вдруг? Так... Тень из романа.
Очевидно, авторы хотели показать, что и
белые разные. Не вышло. Получился любопытный камуфляж старых штампов.
Индейцы раньше были скверными, белые – почти голубыми. Здесь авторы
сочувствуют индейцам. Снова – два утлых полюса: заранее заданное
благородство и с первых кадров читающиеся пороки. А между полюсами –
бледные фигурки нереализованных образов: «хорошие» белые и индейцы,
перешедшие на службу к «плохим» белым. Они, чувствуется, нужны. По
смыслу нужны. А их используют лишь тогда, когда желательно преподать
очередной разворот сюжета поэффектней.
Получается странный фильм. Странный до
того, что в титрах нет имени сценариста.
Повторяю: нет ничего дурного в том, что
действие фильма развертывается в американских прериях, а не в немецком
городке или в югославских горах. Печально то, что авторы не поняли
двойной трудности стоящей перед ними задачи: не только создать
занимательный фильм, но и доказать правомочность своего обращения к
«индейско-ковбойской» тематике. Это не доказано. За каждым кадром
стоит непонимание материала, уход в иллюстративность и невысокого
класса экзотику. Стоит стена упущенных возможностей. Авторы фильма
уничтожают форму вестерна с ее занимательностью, а форма вестерна,
мстя, в свою очередь, уничтожает то новое, гуманистическое содержание,
которое предлагает роман.
Мы имеем дело с попыткой создать
коммерческий фильм (этим словом, кажется, перестали уже пугать).
Попыткой, безусловно и поучительно неудачной. |
В.Кисунько
|
«Советский экран», №5, 1967 год
Прислал Василий
Нифанин
из Верхней Тоймы, Архангельской области
|
Главная - Старая папка
|
|
|