- Гости наших экранов -
|
Гойко Митич
|
Уважаемая редакция!
Расскажите,
пожалуйста, о творчестве
известного актера Гойко
Митича. Фильмы с его участием -
«Белые волки», «Оцеола», «Ульзана», «Чингачгук -
Большой Змей», «Братья по крови»,
«Апачи» - учат нас справедливости
и честности... |
Группа школьников из
Горького -
В.Католикова, А.Сорокина,
О.Пирогова,
С.Шерстнева,
Т.Дождикова, Е.Левина. |
К этой просьбе
присоединяются Н.Норин из
г. Березняки, Пермской области, Э.Косогова из Ашхабада, Г.Маликов
из Хивы, С.Калиниченко из
Тогучина, Новосибирской области, и
многие другие наши читатели.
Выполняем их пожелание. |
Знакомая, давно уже
ставшая традиционной для фильмов приключенческого жанра картина погони:
вслед за уходящим поездом стремительно бросается всадник; вот он
догоняет состав, скачет какое-то время рядом и вдруг с непостижимой
ловкостью прыгает с лошади на подножку вагона, забирается на крышу,
бежит, спускается по веревке в купе, находит, скажем, письмо и
благополучно исчезает...
Согласитесь, что наше
представление о герое в этих захватывающих дух сценах было бы не таким
ярким и полным, не будь в кино одной удивительной профессии, требующей
от исполнителя немалого мастерства, мужества, риска и в то же время
оставляющей его лицо и имя всегда за кадром. Безымянными служителями
искусства или чернорабочими на чужом пиру славы назвал каскадеров
популярный югославский актер Гойко Митич. Именно дублером начинал свой
путь в большое кино «главный индеец киностудии «ДЕФА», оживший герой
экранизированных романов Фенимора Купера и Майн Рида.
На съемочной площадке Митич
впервые появился в 1960 году, когда учился в Белградской академии
физкультуры. Друзья Гойко, зная его разностороннюю спортивную
подготовку (он отлично фехтует, скачет на лошади, плавает), пригласили
однажды его
подработать на киностудии в качестве дублера.
Первые съемки в историческом
фильме «Ланселот и королева» принесли студенту Митичу не только
материальную поддержку. Способности молодого каскадера по достоинству
оценили на киностудии. После этого он выступил в целом ряде
приключенческих картин, в том числе и в лентах о небезызвестных Виннету
и его друге Шатерхенде в постановке западногерманского режиссера
Гаральда Рейнла, знакомого советскому зрителю по
фильму «Воспоминания о будущем». Мог ли знать тогда 22-летний Гойко,
что в недалеком будущем и Виннету и многие другие легендарные герои
приобретут именно его плоть и образ. А пока бесконечные дубли,
головоломные прыжки и схватки, из которых
известные актеры выходили в ореоле славы и без единой царапины, а их
неизвестный двойник - с синяками, ушибами и ссадинами. Такая
«несправедливость» не могла длиться вечно: в 1965 году зрители наконец
увидели лицо каскадера Митича, чему обязаны
в первую очередь чехословацкому режиссеру Йозефу Маху, которого
киностудия «ДЕФА» пригласила поставить фильм «Сыновья Большой
Медведицы». Для съемок всевозможных перестрелок и погонь необходим был
опытный дублер, и когда Мах увидел Митича - вопрос о двойнике, а заодно
и о главном исполнителе был решен сразу. Актер, утвержденный ранее на
роль Виннету, отправился домой, ну, а Гойко - в триумфальный путь,
продолжающийся, к радости его поклонников (особенно юных), вот уже
четырнадцать лет.
Фильм «Сыновья Большой Медведицы»
рассматривался авторами как своего рода антипод западным вестернам, в
нем главными героями были не бледнолицые супермены, хладнокровно
расстреливающие своих краснокожих братьев, а сами индейцы. Хотя,
казалось бы, задача эта и была в целом выполнена, но все же в картине
не удалось избежать многих штампов, характерных для фильмов подобного
жанра. Трюковые сцены как бы оттесняли на второй план
социально-психологическую основу сюжета. Тем не
менее фильм имел успех и не в последнюю очередь благодаря блестящей
игре недавнего дублера.
После премьеры на киностудию стали
приходить сотни писем с просьбой продолжить экранную жизнь отважного
индейца. Вслед за «Сыновьями...» появились «Чингачгук...», «Текумзе»,
«Сокол», «Белые волки» и ряд других. Причем в некоторых фильмах, таких,
например, как «Ульзана» и «Оцеола», Гойко выступал не только как
исполнитель, но и как сценарист и режиссер. Нужно сказать, что к этому
времени он уже окончил театральную школу в Белграде.
Больше десяти лет продолжается
«индейский» сериал, в котором каждая новая роль требует от Гойко
большого напряжения сил. Хотя в игре актера и стала проявляться некая
трафаретность, но вот парадокс: то, что подмечают дотошные критики,
никак не хотят замечать зрители. Они по-прежнему «на него идут», и
поток писем на студию «ДЕФА», в которых звучит один и тот же вопрос:
когда же снова появится на экране бесстрашный Виннету или Сокол?
Попытку вырваться из пут
сложившегося стереотипа Митич предпринял в 1976 году, сыграв на
телевидении роль Фабиана в экранизации пьесы Виктора Гюго «Мария
Тюдор». Впервые на экране мужественный и благородный Гойко - в образе
негодяя, труса и головореза. Восторженные отзывы критики об этой роли
как большой творческой удаче актера прозвучали явным диссонансом в
сердцах «обманутых» зрителей. Правда, такую «измену» в какой-то мере
сгладила сыгранняя им роль Спартака в театре и участие в телевизионном
фильме «Слуга двух господ».
- Я не могу обмануть ожидания тех,
кто любит и ждет моего героя, поэтому буду сниматься в приключенческих
фильмах, даже если придется пойти на некоторые актерские жертвы, -
признался Митич в одном из интервью.
...«Топор войны не зарыт». Здесь
зрителю представится возможность встретиться на экране с полюбившимися
героями, которые борются за свободу и независимость индейцев. О них
расскажет актер и сценарист Гойко Митич в своем новом фильме, над
которым он работает в настоящее время. |
А.Абрашитов
|
«Советский
Экран», №17, 1979 год
Прислал Адиль Гуламов из Баку |
Главная - Старая папка
|
|
|