Верная Рука - друг
индейцев
|
Едва на экраны страны вышел
фильм "Верная Рука - друг индейцев", как в печати появились
недоуменные, иронические, а то
и просто пренебрежительные отзывы: дескать, понравиться он может только
детям, да и то вряд ли, индейцы в картине ненастоящие, подвиги
запланированы, а неожиданности самые заурядные. Может быть, и не стоило
бы печалиться по этому поводу, в конце концов, как всякий заведомо
коммерческий фильм, "Верная Рука" найдет своего зрителя. Но вот еще
одно замечание: "ненастоящий Фенимор Купер и ненастоящий Майн-Рид", как
пишет В.Орлов в "Литературной газете". Этот упрек вызывает в памяти не
кинематографические, а литературные споры, продолжающиеся по сей день и
имеющие, на наш взгляд, непосредственное отношение к фильму. Поэтому
уместен будет небольшой экскурс в немецкую литературу середины прошлого
века.
В 1842 году в саксонском городке
Гогенштайн в бедной семье ткача Мая родился сын Карл. Детство у Карла
было невеселое: улица, воровство, тюрьма. В тюрьме же он написал свои
первые произведения. Первые контракты с издателями, первый успех и
первые путешествия. Путешествий он совершил за свою жизнь немало -
побывал в Турции, Аравии, в джунглях Латинской Америки, в прериях так
называемого Дикого Запада. Приключенческие романы, написанные Карлом
Маем на материалах путешествий, книгоиздатели, державшие писателя в
вечной кабале, закупали заранее, и ему приходилось писать их в большом
количестве, чтобы рассчитаться с кредиторами. Качество многих из этих
произведений оставляет желать лучшего, и позже это обстоятельство
послужило литературоведам основанием для того, чтобы зачислить их
автора в разряд бульварных писателей. Но есть и другое мнение,
основанное на том, что книги К.Мая - свидетельства очевидца, а не
придуманные за письменным столом романы с бесчисленными продолжениями
типа печально знаменитой "Пещеры Лихтвейса". Если даже отбросить
написанные К.Маем в ранние годы книги, от которых он позже сам
отказывался, если отбросить несколько пессимистических романов,
написанных в последние годы жизни (он умер в 1912 г.), то и тогда
останется несколько книг, по праву занимающих место в антологии мировой
приключенческой литературы. Это прежде всего "Виннету" и "Олд
Шаттерханд", которые позволили поставить имя Карла Мая в один ряд с
Дюма и даже Жюлем Верном. Экранизацию одной из повестей об Олде
Шаттерханде и представляет собой "Верная Рука - друг индейцев". А скоро
появится на экране и экранизация "Виннету".
Благородство героев К.Мая, мужество,
честность и не в последнюю очередь их ловкость и сила покоряли и
покоряют сердца мальчишек многих континентов. Все эти качества
демонстрируют с экрана и герои "Верной Руки". Правда, у первоисточника
есть одно несомненное преимущество - экзотика, без которой не может
быть ни приключенческой книги, ни фильма.
"Верная Рука" - вестерн, то есть
ковбойский фильм. Возраст этого киножанра почти равен возрасту
американского кино. Сложились традиции жанра, каноны, позволившие
чехословацким кинематографистам блистательно пародировать вестерн в
"Лимонадном Джо". Но вспомним, кто из юных зрителей воспринял
остроумную пародийность "Лимонадного Джо", его иронию? Никто, зато они
с восторгом пересказывали перипетии погонь, перестрелок и т.п. Тоже
самое дети в избытке найдут и в "Верной Руке".
Конечно, перед нами не лучший образец
жанра. Это как бы вестерн "из вторых рук", "европейский вариант"
(совместное производство ФРГ и Югославии). В роли Олда Шаттерханда (в
фильме Джон Гарден) выступает не знаменитый киноковбой Джон Уайн и не
Кирк Дуглас, а немолодой уже Стюарт Грейнджер. В обязательной роли
злодея - югославский актер Бата Живойнович. "В роли" Аппалачей и
американских прерий выступают пейзажи Югославии. Но все это не
заслоняет главного в фильме (и в книге К.Мая): благородных идеалов
главного героя - защитника слабых и угнетенных Олда Шаттерханда. Звучит
это немного наивно для современного фильма. Но прибавим к этому
занимательность романа К.Мая, и станет ясно, что "Верную Руку" вполне
можно рекомендовать юному зрителю. Кроме того, всегда есть взрослые,
которые сохранили детскую восторженность, любовь к приключениям,
путешествиям. В защиту К.Мая и фильма хочу призвать также авторитет
Карла Либкнехта - видного деятеля международного рабочего движения и
страстного поклонника Виннету и Олда Шаттерханда. |
Л.Медета
|
Источник неизвестен
Вероятно, "Советский экран" конца 60-х
Прислал Юрий из Украины |
Главная - Старая папка
|
|
|