Виннету и его
друзья
|
Прошел
недавно по нашим экранам фильм «Среди коршунов». В редакцию «Советского
экрана» в связи с ним поступило немало зрительских писем. Картина
пробудила к себе интерес, многих не оставила равнодушными – кого-то
обрадовала, кого-то огорчила, в общем, заслужила того, чтобы стать
предметом разговора. Тем более, что многие из наших читателей просят
подробнее рассказать о создателях фильмов этого жанра, о его
возникновении и развитии. |
Лента о подвигах
защитников
справедливости – вождя племени апачей Виннету и его друга, охотника по
кличке «Верная рука», есть составная часть так называемой «индейской
серии», снимавшейся в Югославии кинематографистами ФРГ (фильмы той же
тематики, к слову, создаются и в других странах Европы. Об «индейской
серии» кинематографистов ГДР см. «СЭ» № 11, 1977 г.).
Первый фильм серии производства ФРГ–Югославия появился у нас в прокате
в 1968 году и с тех пор через каждые два-три года знакомились мы с
очередным поворотом бурной жизни Виннету и его сподвижников. И тем
более пора подвести кой-какие итоги.
Прежде всего отметим одно важное
обстоятельство. Картину «Среди коршунов» поставил Альфред Форер, но он
не был единственным, кто прославлял благородного Виннету на
киноэкране: имелись и другие режиссеры, а наиболее потрудившимся среди
них следует назвать Харальда Райнля. Мы видели его картины «Виннету –
сын Инчу-чуна», а также двухсерийную «Сокровище Серебряного озера». Но,
кто бы ни снимал эти ленты, результат всегда оказывается одинаковым: от
фильма к фильму меняются только имена второстепенных персонажей да
подробности действия. Характер фабулы остается тем же.
Я говорю это не для того, чтоб
сокрушаться, а совсем по другой причине. В литературоведении есть такое
понятие – «магистральный сюжет». Оно означает, что в каком-либо ряду
произведений можно обнаружить общий конфликт, например, борьбу человека
с силами природы и сходные решения этого конфликта. Все вместе – и
конфликт и разрешение – образует «магистральный сюжет». Близость друг
другу фильмов о Виннету означает, что они не только имеют свой
«магистральный сюжет» но, кроме того, и общие приемы, способы,
фабульные конструкции для его воплощения. И если мы собираемся выявить,
что же на самом деле видим в этих картинах, то нужно обсудить их
«магистральный сюжет», а также ответить на важный вопрос: относится ли
к жанру вестерна «индейская серия»?
Чаще всего такие задачи решаются на
основе внешних признаков. Происходит действие на Диком Западе – значит,
вестерн. Дерутся благородные ковбои с обросшими щетиной, неряшливыми
бандитами – значит, вестерн. Нападают индейцы на караван переселенцев
или на ферму, затерявшуюся в прериях, – значит, вестерн. Однако
исследователи отмечают, что американский вестерн обладал своеобразной
историчностью: в нем всегда указывалось достоверное время и место
действия. Делалось это совсем не для того, чтоб зритель потом разыскал
соответствующее место на карте, а чтоб подчеркнуть – всюду, в
каком-либо захолустном Абилине или Уичито, в Лордсбурге или Додж-Сити,
происходил один и тот же процесс: первоначальный хаос переселения,
стычки и перестрелки сменяла нормальная жизнь, устанавливался закон и
правопорядок, а мирные обыватели получали возможность спокойно
предаваться своим повседневным занятиям. Установление правопорядка на
«диких» землях и было «магистральным сюжетом» американского вестерна.
В нем сквозила гордость за то, как быстро, энергично и эффективно
оказались освоенными «дикие» земли. То, что при этом индейские племена
уничтожались или загонялись в резервации, не принималось во внимание.
Гордость освоения придавала американскому вестерну своеобразную
эпичность.
Однако с начала 50-х годов все чаще в
него стало проникать ощущение, что правопорядок, устанавливаемый на
«диких» землях, – это буржуазный правопорядок, а потому чреват он
несвободой и несправедливостью. Из фильмов о Дальнем
Западе все больше улетучивались прежний оптимизм и прежняя
жизнерадостность. Ясная до бесхитростности фабульная схема –
благородные ковбои против бандитов или индейцев – усложнялась,
появились углубленные, психологически неоднозначные мотивировки
поступков. Американский вестерн стал утрачивать зрительскую
популярность. Производство картин этого жанра в США сокращалось. Вот
тогда в Европе, прежде всего в Италии и ФРГ, развернулось производство
своих вестернов. Правда, вестернами их можно назвать лишь по внешним
признакам – по месту действия (Дальний Запад) да по костюмам
персонажей. Ибо в основе европейских фильмов лежал иной «магистральный
сюжет», им чужда была чисто американская национальная гордость за
«удачно» проведенную колонизацию; притом исходили они (прежде всего
картины западногерманские) из совсем иной традиции, нежели
американские, а потому и затруднительно их называть «вестернами».
Что же касается традиции, то была она
вот какой. В XIX веке появилось множество романов европейских авторов о
жизни на неосвоенных частях американского континента. Так проявлялся
жгучий интерес европейцев к естественному, казавшемуся подлинно
свободным существованию на «диких» землях. Но популярную беллетристику
не столько волновала тема освоения новых пространств, сколько
стремление перенести в экзотические условия давно отработанную сюжетную
схему: романтический герой, обычно выступавший в одной из двух
ипостасей – или могущественный, одаренный исключительной силой и
способностями индивид, или красавец с нежными чертами лица и безвинно
страдающий, но в конце концов доказывающий свою правоту. Герой этот
утверждал высшую справедливость не нарушал сам ни одну из десяти
заповедей, а также зорко следил, чтобы никакие мерзавцы их тоже не
нарушали. Проблема же, будет ли спокойно пастись скот возле Уичито или
мирно произрастать кукуруза в штате Айова, романтическую личность не
волновала.
Самым известным среди авторов такой
беллетристики, несомненно, был немецкий писатель Карл Май. Его романы
и легли в основу «индейской серии», о которой мы сейчас говорим. Связь
Мая с другими беллетристами можно проследить хотя бы по прозвищам
героев. В них часто употребляется слово «рука». У Мая действуют,
например: Шаттерхенд, то есть «Громыхающая Рука» (иногда
переводится как «Разящая Рука») – удар его кулака настолько силен, что
в голове противника раздается как бы громыхание; еще имеется Файрхенд –
«Огненная Рука», чрезвычайно меткий стрелок, и Шурхенд – «Верная рука»
и т.д. Книги Мая о Виннету и его друзьях появились в 90-е годы прошлого
века. Но еще десятилетия за три до этого увидел свет роман француза
Гюстава Эмара «Твердая Рука», а у немецкого писателя Германна Гёдше,
выступавшего под псевдонимом «сэр Джон Ретклифф», в книгах «Сокровище
ацтеков» и «Золотая лихорадка» (1867–1868) действовал благородный
охотник Железная Рука, кстати, состоявший с индейским вождем
Вонодонгахом – Большим Ягуаром – в столь же нежной дружбе, как и Олд
Шаттерхенд с Виннету. Не прошел Май в «Сокровище Серебряного озера» и
мимо столь частого у предшественников мотива клада, который достается
благородному герою в воздаяние за его подвиги.
Но чем книги Мая сильно отличались от
предшествующей подобной литературы, так это каким-то немыслимым,
невиданным сверхмогуществом героев, прежде всего Шаттерхенда. Антонио
Грамши писал в «Тюремных тетрадях» о характере героя популярной
беллетристики, что у него «много элементов театральных, показных,
свойственных скорее «примадонне»... много... ребяческой амбиции быть
«первым в классе», но прежде всего быть признанным и провозглашенным в
качестве такового». Вот этой амбицией Олд Шаттерхенд обладает в
преизбытке. Он показывает чудеса храбрости и выносливости – лучше всех
стреляет, быстрее всех бегает, оказывается эффективнее всех в кулачном
бою, так что даже выросший в этих краях Виннету не может с ним
тягаться, хотя и обладает незаурядными физическими качествами. Автор
откровенно любуется своим героем и постепенно, исподволь своим
чувством заражает читателя.
Создатели кинематографической «индейской
серии» полностью сохранили у маевских героев их легендарные качества,
однако придали им свой смысл. Именно о легендарности своего персонажа
свидетельствует игравший вождя апачей французский актер Пьер Брис. До
этого он исполнял в основном роли отрицательных персонажей, «злых
мальчиков», неприкаянных молодых людей, которые носятся на машинах да
хулиганят. Известность пришла к Брису с ролью Виннету. Тогда, как
говорит Брис, «ко мне пришла не только новая работа, но и целый ряд
вопросов, о которых раньше вообще не задумывался или не принимал
всерьез. Например, как я могу помочь тем молодым людям, которые пишут
мне и поверяют все свои жизненные проблемы? Теперь 365 дней в году я –
Виннету...» Если на экране, как и всякий легендарный герой, он
беззаветно и самоотверженно наказывает злых, поддерживает добрых,
улаживает всевозможные конфликты, то и в жизни от Виннету–Бриса ждут
того же.
Современный смысл, который
кинематографисты вложили в сочинения Мая, видится в следующем. В фильме
«Среди коршунов», как и во многих других картинах «серии», на первый
план выходит линия, в литературном первоисточнике едва намеченная:
живет мирно и спокойно фермер, занимается своими делами, а неподалеку
тоже мирно предается своим делам индейское племя шошонов. Но вот
бандиты нападают на ферму, сжигают ее, убивают жену и дочь фермера и
так фабрикуют улики, чтоб подозрение пало на шошонов. Между мирными
соседями возникает вражда: фермер клянется истреблять краснокожих,
индейцы тоже всячески демонстрируют свою вражду к белым. В фильме
«индейской серии» нет никаких ссылок на реальность XX века – такое
соотнесение должен сделать зритель. В этих лентах вражду между белыми
поселенцами и краснокожими, раздутую злыми силами, всегда гасят Виннету
вместе с Громыхающей или Верной Рукой. Легендарные герои не столько
демонстрируют здесь свое сверхмогущество, сколько выполняют
существенную миссию – выступают в роли миротворцев. В таких вот
романтических, полусказочных персонажах олицетворены в картине силы,
способные противостоять вражде между народами. |
В.Михалкович, кандидат
искусствоведения |
«Советский экран»,
№ 17 (сентябрь) 1981 г.,
стр.17
Прислал Василий
Нифанин
из Верхней Тоймы, Архангельской области |
Главная - Старая папка
|
|
|